Катучая опалубка

Катучая опалубка применяется для бетонирования тоннелей, отстойников и других аналогичных сооружений. Для проходных тоннелей применяется опалубка, состоящая из системы внутренних и наружных кружал, обшитых фрезерованными досками (палубой).
Катучая опалубка передвигается по лагам прикрепленным к пробкам, которые уложены в бетон днища. В качестве направляющих служат полозья из досок. Доски соединяют нижние торцы кружал. Для фиксации опалубки и ее опускания перед передвижением служат клинья. В верхней части кружала соединяются досками 6, между которыми ставят расклинивающую доску.
Для создания точного размера между наружной и внутренней опалубками ставят временные распорки. В нижней части наружная и внутренняя опалубка крепятся между собой болтами. До установки опалубки в траншею днище должно быть забетонировано. После установки на место до закрепления проверяют соответствие осей опалубки и строящегося канала, а также вертикальные отметки. Проверив и закрепив опалубку, приступают к бетонированию.
Катучей опалубкой бетонируют каналы больших размеров.
Общие требования к установке опалубки. При монтаже опалубки необходимо обеспечить ее устойчивость с помощью стоек, опирая их на прочное основание и раскрепляя расшивинами. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы при бетонировании опалубка проседала, выпучивалась, т. е. деформировалась. Площадка для установки опалубки должна быть ровной, без бугров и впадин. Ставить леса, опалубку на насыпные грунты во избежание проседания нельзя. Под стойки лесов обычно кладут лаги из досок толщиной 50 мм; более тонкие доски во избежание прогиба подкладывать не рекомендуется. При установке щитов нужно следить за плотностью их примыкания друг к другу.